sport-i-alkogol-660x360

Трансгенерационный метод работы с алкогольной зависимостью

Данная статья интересна с моей точки зрения тем, что очень ярко выделяет вклад НЕ личных причин в личную физиологическую зависимость от алкоголя. Именно поэтому бывает так сложно управлять этой зависимостью из своей личности…..

удивление- именно это чувство  осталось у меня и многих участников группы в конце долгой и сложной работы…(для удобства восприятия читателями  история разделена на этапы)

Акт первый: жизнь капли в семье (настоящее время).

А началась эта история с просьбы участницы группы «Род и родовые связи» прояснить может не так уж «алкоголизм», но сильную любовь к спиртному у её мужа. Так уж случилось, что у алкоголя очень много «хороших» функций – иногда я его называю «универсальным  заменителем всех потребностей». И вину преодолеет, и в горе поможет, и отчаяние растопит… А еще с отношениями прояснит, настроение улучшит… А силу позволит чувствовать такую богатырскую, что и препятствий нет, и невозможного ничего нет…

Да и семейству тоже может перепасть из этого «рога изобилия» — как говорится, — «нет в хозяйстве ничего полезнее, чем виноватый муж…»

Именно поэтому мы начали работу в группе с прояснения позитивных функций спирта в этой семье:  точно ли готова участница расстаться со всеми бонусами и «прелестями» «доброго мужа».

И правда, она уже сама осознала свои бонусы, благо что сама постоянно развивается. И  она уже искренне была готова получать их по-другому. Так уж работает психотерапия – если не учтен позитивный смысл даже очень негативного симптома, вполне возможен саботаж со стороны подсознания. А были они хороши – муж в эти моменты не был агрессивен, а наоборот добр и щедр, открыт и искренен, выражал любовь и говорил о чувствах…

Поэтому капля спирта в этой семье жила и даже помогала…

Но если уж станем использовать трансгенерационный метод, то полезным будет вспомнить, что эта семейная капля в этом методе (и в этом повествовании)  воспринимается как что-то, что передается из 3-4 поколения. И не просто капля это, а наилучшее решение какой-то проблемы, по-другому которой решить предкам этого человека почему-то не удалось. Более того, она до сих пор эту проблему решает, обычно позволяет проживать какие-то непрожитые чувства и обходить какие-то непреодолимые без нее барьеры. А иногда это забытые люди, смерти, потерянные дети…

В этой семье Капля  позволяла проживать мужчине силу… Уже потом стало понятно почему это было так…

А пока  в контакте с мужем протагент (участница, делающая расстановку) после выделении этой Капли в отдельную фигуру перестала видеть его. Заместитель симптома алкогольной зависимости (Капля)  полностью закрывала обзор. И в том числе из-за этого «побочного эффекта» Капли протагент решилась на прояснение этого семейного симптома.

Акт второй приключений Капли – второе поколение (40-50 лет назад).

Первой «развилкой» в этом «расследовании»  стал вопрос: так от кого ты пришла капля? От мамы или от папы?

Чтобы решить его за спиной у мужа протагента было построено его  родовое дерево. А ветки материнского и отцовского родов подверглись пристальному изучению. Так материнский род казался немного отщеплённым и отделенным, как будто по нему передавались сложные отношения и травмы привязанности.  С учетом одного из волшебных свойств капли спирта лечить одиночество и травмы привязанности это могло быть следом, но сама капля никакого интереса или родственных чувств туда не испытывала….

Отцовский род наоборот был очень сплочён и соединён: даже слишком, третье поколение висело на втором, а второе бунтовало и жаловалось на тяжесть и просило «облегчения». Заместитель мужа уже «изнемогал»: он отмечал ощущение тюрьмы и несвободы.. и  безошибочно идентифицировал идущее по отцовской линии чувство тяжести/бремени.

Иногда, в сложные моменты жизни люди могут использовать «волшебный эликсир» (Каплю) для освобождения от этих чувств. И если нет других способов справиться, тогда говорят, что так все надоело, что «хочется выпить».

Отец мужа (2-е поколение) почти висел на сыне. Сам он занимал в своей жизни руководящие должности и много сделал для семьи. Однако умер в 66 лет от сердечного приступа. Своего отца он потерял в возрасте 2-х лет: его репрессировали и отправили в ссылку (так он думал и всю свою жизнь надеялся найти его следы). Он умер и так не узнал что же случилось с его отцом.

И только совсем недавно (уже после его смерти ) его сын  нашел документы, по которым его дед и прадед были схвачены и почти сразу расстреляны. Просто семьям ничего не сказали, ведь вся их вина была в том, что они хорошо работали на земле и их сочли «кулаками» и врагами советской власти.

Когда в качестве хорошего эксперимента (в крепких традициях гештальт-терапии) переместили Каплю в ряд со 2-м поколением, то она спонтанна взяла за руку отца мужа. А тот вдруг сказал: «Я чувствую себя таким маленьким возле тебя и мне так хорошо…»

Оказалось, что на пенсии отец мужа тоже пристрастился к алкоголю. Про что он пил стало очень понятно значительно позже – когда он настойчиво спрашивал у своего отца (3-е поколение) – «Скажи мне, я прожил жизнь правильно?».

Как будто этот вопрос его мучил всю жизнь. И он надеялся получить на него ответ.. А пока  он искал отца и долгие годы надеялся на его возвращение из Сибири. А его отец, и отец его отца давно были мертвы и лежали  совсем недалеко, в одной из безымянных могил на когда-то своей, потом колхозной земле.

В эти годы и в этом акте Капля помогала стать мальчику сильным и жить без отца и деда, самому осваиваться в жизни.  Она заменила мужскую инициацию, посвящение в мужскую жизнь. И только здесь на группе  в конце расстановки они встретились, завершился гештальт жизни мальчика. И тогда он  смог задать свой сакральный вопрос: Я оправдал твои ожидания, я прожил жизнь как настоящий мужчина и твой сын? И тогда наконец-то он получил благословение отца и смог в символической форме передать своему сыну силу своих отцов.

Акт третий: Капля попадает  к 3-ему поколению (30-е годы 20 столетия).

Когда она стала рядом с дедом мужа протагента – он в это время «вцепился» в плечо своего сына. Этот мужчина, который погиб и оставил жену с тремя детьми  и 2-х летним сыном, стал говорить об отчаянии, остром желании жить и ощущении вины перед сыном и родителями. «Я не справился» – были его основные и повторяемые слова. «Я очень хочу жить, и я буду жить через тебя, у тебя должен быть достаток и много детей» — «Живи – и я буду жить в тебе».

Здесь, в  третьем поколении Капля как будто помогала проживать и справляться с отчаянием. С точки зрения нейрофизиологии состояние беспомощности и невозможности исправить непоправимое является очень опасным состоянием. Это состояние может  приводить  к травматическому расщеплению сознания и к соматизациям психологических конфликтов в виде разных заболеваний (вплоть до онкологии).

Обычно наши предки своей жизнью и памятью о них помогают жить, они как бы дают силу и знания для полноценной жизни. В этой семейной истории  было по другому: эти люди были как будто “непохороненными” в психологическом и ритуальном смыслах. Тогда они как бы постоянно потребляли энергию живущих, не давали силу, а требовали её от потомков: нужно было как-то интегрировать травму “раскулачивания”, проживать несправедливость и невозможность найти справедливость хотя бы в судах после смерти близких, жить в лишениях и репрессиях, выживать… В родовых системах такое явление называется инверсия (разворот) родовой энергии…

Когда внимание группы дошло до женщины, которая прожила потерю своего мужа и свекра и одна поднимала детей, то пришло время еще одному “удивлению”. Она никак не признавала репрессированных мужчин  за близких людей и говорила что не помнит их: “Вы какие-то далекие, я почти забыла вас”.

Получалось, что в условиях необходимости выживания бабушка мужа протагента не отгоревала свою потерю, скрыла свою злость на “бросившего” её мужа – “его может и забрали, а мне одной каково!” И с этот груз тоже перешел в наследство живущего в настоящем времени потомка. И с ним тоже помогала справляться мужу протагента Капля: ведь  бабушка очень любила своего внука…(закон семейной лояльности и передача «горячей картофилины» ).

В этот момент уже казалось, что загадка “алкоголизма” разгадана, вроде все сходится – вытеснение бабушки и соматизация в 3-м поколении. Но почему то сама Капля по-прежнему была “заряжена”, не мог найти “успокоения” и дед мужа.

Акт четвертый: Капля отправляется к прадедам

Дед (репрессированный)  не мог избавится от страданий. Перед своими родителями (4-е поколение) этот мужчина чувствовал глубокую вину, сравнимую по масштабам  с проживанием краха жизни. Когда  достроили прадедов (заместителем которого стала сама протагент), то стало понятно, что они тоже стали жертвами. Тогда забрали отца и сына вместе, вместе расстреляли..

Оказалось, что прадед проживает такую же невыносимую вину перед сыном, как и сын перед родителями. Возможно, это как то было связано с ощущением «гонора», которое проживал дед и его отец. Как гипотеза, возможно, именно он отказался отдавать все нажитое трудом своей жизни в колхоз. А  расплатился он  за свою «гордыню» жизнью своей и сына. Внезапно и Капля нашла свое место – она слилась и стала прабабушкой мужа протагента. Такое бывает, когда найден первичный источник накопления «непереносимых» чувств в родовом Бессознательном – ими стали чувства и мысли прабабушки, которые она проживала  после «раскулачивания» и «утаскивания» в неизвестном направлении мужа и сына. Что она пережила, какие слова говорила себе, мужу и сыну, кого считала виноватым, о чем сожалела, с чем не смогла смириться – мы только можем догадываться…

А еще полная неизвестность, возможно ей было бы даже легче если бы она узнала о расстреле, но она еще потом долго надеялась, переживала, ждала, беспокоилась и умерла… Только правнук узнал правду…

Но здесь и сейчас они как будто эти люди встретились и говорили с друг другом…

Потом были признания, чувства и послания своим потомкам…

А Капли спирта больше не было…

Послесловие

История алкоголя в этой семье возможно еще не закончилась, уж слишком много «хороших» свойств у спирта. Кроме травматической природы (а это именно она, трансгенерационная травма) алкоголизма есть еще и другие аспекты, та же привычка (ведь алкоголь на короткое (иногда очень короткое) время может быть реальной заменой очень многих потребностей).

Но точно что-то поменялось уже и поменяется потом… Возможно этого будет достаточно, чтобы взять под контроль Каплю спирта …

Если обсуждать профессиональные вопросы, то мне кажется что во многих случаях в терапии алкоголь следует воспринимать как симптом более глубинных процессов. Тогда для лечения алкоголизма необходимо устранить его «лечебное» действие на «скрытое» т. Это возможно при выявлении и разрешении трансгенерационных травм с помощью системно-семейного и  трансгенерационного метода гештальт-подхода.

 Если вам интересно то, что происходит на группе и вы хотите разобраться в своем родовом и семейном наследии – я приглашаю вас на новую группу в Минске.