..Или опыт устранения внутреннего расщепления у мужчины, усыновленного сразу после рождения…

Бездетные семьи берут приемных детей из разных побуждений. И дети попадают к приемным родителям в разных возрастах.  Такие семьи могут проживать разные стадии развития отношений между членами новой семьи. И если ребенок был усыновлен в самом раннем возрасте: нужно ли говорить ему о его биологических родителях?  Если да, то в каком возрасте и при каких обстоятельствах…

Поверьте, эта дискуссия не праздное провождение времени, а жизненно важная ситуация конкретного человека, которая разбиралась на группе «Род и родовые связи». В его случае она была настолько важная, что  прямо оказала влияние на жизнь и судьбу этого мужчины.

В начале группы  этот мужчина N (протагент) в основном запросе на работу говорил о семейных отношениях. Ему 35 лет.  Он уже второй раз женат, но, со слов, уже морально готов развестись второй раз. Что-то не получается. Есть сын от первого брака, ему уже 12 лет. Из других проблем мужчина говорил о «излишней строгости» с сыном.

А когда пришло время разворачивать семейную структуру, он остановился и сказал, что никогда не видел своих биологических родителей. Они очень далеко, живут в одной из бывших советских республик. Он узнал свой статус приемного сына на волне конфликтов с родителями в возрасте 20 лет. Отношения ухудшались. Тогда  родители рассказали правду о его происхождения (или такое решение приняла его мать).

С его слов, вероятнее всего,  они рассчитывали на признательность с его стороны. «Если бы он понял, как много они для него сделали, то, возможно, он бы уважительнее с ними общался».  Но это привело к прямо противоположенному результату.

Этот мужчина N до сих пор не может простить той боли, которую он тогда проживал. Как будто всё, что он знал, где и для чего жил – все перестало существовать. Прежний мир разрушился. Он серьезно подумывал о самоубийстве. Но справился. Первую неделю было очень тяжело. Потом стало легче. Но болит до сих пор.

С другой стороны, стали понятными многие нестыковки из жизни. Например, почему к нему так плохо относился дед по отцовской линии («ненавидел»). Стали понятны многие фразы родителей, недомолвки. По отзывам других людей в подобных ситуациях что-то всегда ощущается. Иногда это интерпретируется как инаковость (что соответствует реальности). В других случаях как отвержение или недостаток любви.

Так в  детстве он завидовал другим детям в своем детском саду. Когда приходили их родители, они обнимались, «хотя бы гладили по головке». Когда приходили его родители, они просто забирали мальчика домой. С его слов, отношения были хорошие, но функциональные. Не хватало теплоты, телесности и объятий.

Во время родов и сразу после них (особенно если ребенка сразу кладут на грудь, и он лежит 10-15 минут, сосет грудь) происходит окситоциновое импринтирование безусловного принятия и любви. У матери формируется привязанность. В случае мужчины N как будто бы не  было такой полноценной привязанности между ним и его родителями.

Однако он и не обесценивал своих родителей. Часто  говорил, что родители очень в него вложились. «Не все родные так помогают в финансовом смысле».

Но кое-что он про своих биологических родителей знал. Ему это рассказала тетка по материнской линии. Она одновременно с его биологической матерью находилась в роддоме.

В тот год его биологической матери исполнилось 15 лет. Она  жила с дедушкой и бабушкой.. Каким-то образом, с насилием или без, ее соблазнил муж старшей сестры. Про ее родителей ничего не известно. К сожалению, имени и где она сейчас, он также  не знал.

Слушая такую историю, непроизвольно хочется спросить: «может ты ее искал?», и надеяться  на хэппи-энд. И такой вопрос прозвучал. «Думал, хотел»- был его ответ. Но останавливала неизвестность… и что-то еще.

Одной из заявленных целей программы «Род и родовые связи» является восстановление нарушенных связей с родом родителей. Эти нарушения встречаются чаще, чем принято думать. Даже при частом и близком контакте с родственниками, одна из родовых ветвей может быть заблокирована. Причиной может быть даже банальная обида.

Но чаще это случается из отказа  быть похожим  на кого-либо из родителей из-за одного важного для ребенка качества. Или протестуя  против всей идентичности («Нет, я не такой(ая) как мой отец(мать)».

Важно ли восстанавливать связь с родом? — можете спросить вы. Допустим, что важно (описание выгод и полезностей этого процесса может потребовать несколько статей).

В своем детстве этот мужчина N очень опирался на бабушку и дедушку по материнской линии. В психотерапии мы часто говорим  об эмпатии и принятии как о важнейших потребностях. Именно они удовлетворяли эти потребности,  больше чем родители.

В результате получалось, что у этого мужчины есть три пары важных для него старших фигур: принимающие дедушка и бабушка по материнской линии, «функциональные» приемные родители и неизвестные биологические родители.

Заместителя протагента в данной развертке сознания мы не использовали. В данном случае это было больше похоже на психодраму. Целью была интеграция  противоречащих друг другу родительских идентичностей.

Возможность идентифицироваться с одним или двумя родителями на разных этапах жизни является важным условием нормального психосексуального развития ребенка. Одним из последствий рассказа приемных родителей об акте усыновления как раз и была потеря такой возможности идентификации («не могу опираться на них»).

Интересно, как описывал этот внутренний механизм молодой мужчина: «Я перестал их чувствовать в себе, как будто они стали тенями, которые невозможно ни пощупать, ни ощутить. Они перестали быть для меня РЕАЛЬНЫМИ».

При расстановке заместителями этих шести фигур получилось следующее. За спиной у протагента оказались принимающие бабушка и дедушка.

На программе мы часто строим родовые системы, которые включают сразу несколько поколений предков. За спиной участника становятся его родители, затем родители родителей и тд.  Сейчас там находились родители приемной матери, которые теплотой и принятием как будто «подключили» приемного внука к своим веткам рода.

Своих приемных родителей протагент разместил перед собой на некотором удалении. Они стояли и двигались так, как будто прямо сейчас выясняют отношения с сыном.

Биологические родители оказались разведены по разным углам. Мать находилась в поле зрения протагента в самом дальнем углу справа. Отец был скрыт («с глаз долой и сердца вон») и помещен за спину слева.

Если попытаться воспринимать эту систему целиком на эмоциональном уровне, то она казалась застывшей  и напряженной. Ощущался какой-то «надрыв» и страдание. Спонтанно никто не захотел двигаться и перемещаться.

В таких случаях работа в группе очень похожа на работу с внутренней феноменологией в гештальт-подходе. Уточняется запрос, осознаются мотивы и сопротивления, и проводится эксперимент.

В этой пространственной модели сознания протагента (т.н. интрапсихическая расстановка) регулировать осознание можно  было за счет перемещения самого протагента (по прямой аналогии  с фокусировкой внимания). Интеграция и изменения сознания обеспечивались перемещением фигур заместителей в пространстве.

Мужчина N хотел и был готов встретиться со своей биологической матерью. Что и было ему предложено сделать. Он немного спешил и делал все быстро, как будто преодолевая внутреннее сопротивление. Сначала это была игра. Но очень трогательная… Потом стала драмой, одновременно психодрамой…

Мужчина осторожно прикоснулся к руке своей матери. Первой заплакала именно она. Потом она стала рассказывать о страхе, неуверенности. О своем одиночестве и остром желании заботы о себе. Она говорила, что ощущает себя маленькой и испуганной девочкой.

Внезапно мужчина обнял ее и… зарыдал. Его плечи сотрясались. Лицо он спрятал от других участников. Обычно очень сдержанный (так было принято семье), он рыдал вместе с ней очень долго. Это было несколько неожиданно. Группа  с готовностью давала столько времени, сколько ему было нужно.

В этот момент приемные родители ушли со своего места и сели на стулья. Они обнялись и были очень искренни в поддержке друг друга.

Мужчина взял свою биологическую мать за руку, вернулся на прежнее место и поставил её за свою спину. Бабушка и дедушка без сопротивления уступили свои места. Они не ушли далеко и остались вместе с приемным внуком.

В символической форме он как будто сменил свою идентичность. Выбрал опираться на свой генетический код и наследственность. Но принятие своей телесности и истории рождения вошло в  конфликт с историей жизни. Именно поэтому в системе пока не нашлось места для его приемных родителей.

«Вот так хорошо, сейчас я доволен и счастлив» — прокомментировал изменения в системе мужчина N. И он действительно «расцвел». Несмотря на то, что за его спиной стояла только его биологическая мать. Отец по-прежнему был в «ссылке». А мужчина старательно игнорировал его присутствие.

С точки зрения данной программы, не очень хорошо, когда у нас «активна» только одна ветка рода. 50% генной информации все равно было получено от отца.

К  своему отцу мужчина проживал плохо скрываемую злость и отвращение. Это были понятные в данных обстоятельствах чувства. Но одновременно они были прекрасным инструментом  и возможностью  заблокировать связь с отцовским родом. Возможно, блокировался доступ и к части мужской идентичности.

После некоторых обсуждений-осознаваний мужчина сам решился попробовать простить и принять отца. Ему было действительно сложно. Но в результате он все-таки сумел поставить своего отца за спиной. В какой-то мере это был и акт символического принятия сложной для его чувств реальности собственного происхождения.

Изменения, которые происходили во внутреннем мире мужчины, стали очень явственными и очевидными. Он как будто бы расправился в плечах и теле. Он очень уверенно стоял на ногах. Наблюдались очень явственные невербальные признаки происходивших в его теле и сознании интегративных процессов.

Достигнутый  результат был прекрасен. По многим причинам  можно было  останавливаться.

Конец 1 части. Продолжение здесь

Я приглашаю принять участие в моих новых группах того, кто чувствует необходимость  оздоровление своей родовой системы,  освобождения от теней прошлого семейного бессознательного,

7 октября  2016- Калининград