Беспощадная и пародоксальная любовь… или цепочка насилий в 3-х поколениях Ч1
Автор:
alexbled,
01 Ноя 2016 •
1:49 дп Отзывов нет
Тема, которая будет обсуждаться в данной статье, сложна для обсуждения. Тем более она была сложной в практической работе группы «Род и родовые связи». Она касается изнасилований в разных смыслах: психологическом и физическом. Сложно продолжать жить как прежде после такой травмы, даже если правосудие восторжествовало… А если агрессия исходила от близких людей, которых как будто нужно простить и жить дальше с ними, то дело совсем ….
История затрагивает судьбы трех женщин: бабушку, мать и дочь, которые оказались вовлечены в весьма неприятные события в период своей молодости. И как, оказалось, были фрагментами одной мозаики. Или частями одного романа.
Но в данном случае лучше подходит метафора пьесы. Тут было несколько актов и сцен, а жертвы и агрессоры менялись местами в разных временах.
В развязку пьесы, когда на сцене осталась только полная и совершенная любовь, очень сложно поверить. А все потому, что начало было весьма устрашающим…
Запросом для работы стало обращение участницы (протагента) группы. Она поведала, что ее дочь стала жертвой сексуального домогательства. В детстве и подростковом периода она сама несколько раз чудом избегала таких ситуаций. В период с предыдущей встречи группы (около месяца) она также узнала о тайне своей матери.
Её мать умерла около 2-х лет назад от опухоли спинного мозга. После операции она долгое время находилась в лежачем положении и требовала ухода за собой. Во время операции ей удалили образование размерами 8 см и повредили нервы нижних конечностей (конский хвост).
Перед смертью мать протагента рассказала своей сестре (тете протагента) историю своей молодости. Так, после окончания медицинского института в Хабаровске, она попала на работу в Якутию. Молодая девушка была одна и без родни. Симпатичную и стройную девушку сразу заприметили местные жители. И к ней довольно скоро пожаловал глава местной криминального сообщества. Он сообщил, что у нее есть всего два выбора. Первый — она становится его женщиной, и он её будет защищать. Второй — она отказывается. И очень скоро становится добычей местных бандитов: ее вполне могут изнасиловать группой (есть основания предполагать, что угроза была реальной).
Подробности не очень понятны: не известно была ли возможность использовать местную власть и милицию для защиты от этого криминального авторитета. Но известно, что он к ней часто захаживал. И это продолжалось достаточно долго. Пока однажды она не поняла, что забеременела. Ужас и страдания были настолько велики, что девушка решилась на очень опасный для нее самой (а не только для ребенка) шаг. Сначала она искала возможности сделать аборт легально. Но по каким-то причинам, она сделала аборт сама и достаточно поздно (уже на 12 неделе беременности).
После этого, она стремительно бежала из Якутии. Именно в момент бегства и отчаяния, на вокзале, она познакомилась с приятным молодым человеком. Именно он позже стал ее мужем и отцом ее детей. Он стал ей спасением, тем более бежать было некуда.
Уже много лет спустя, ее дочка (протагент) прожила 3 очень опасных ситуаций, когда она почти стала жертвой насилия. В 9, 13 и 15 лет она оказывалась объектом домогательства мужчин. Во всех историях она чудом выкручивалась. В последний раз, ее спас звонок в дверь. Это позволило ей убежать из квартиры подруги Тани. А друг друга подруги остался стоять со спущенными штанами. Тогда ее мать поняла все сразу. Но ничего не сказала в успокоение. Только короткую фразу – в нашем доме больше нет имени Таня. И вышла… Похоже, что таким способом она сама справлялась со своей травмой. Свой способ она предложила своей дочери: я выжила, и ты выживешь… Такой способ хорошо описал Фрейд – вытеснение.
При работе в трансгенерационном подходе я регулярно встречаю правило «третьего поколения». Травматическое событие произошло с бабушкой, а страдают внуки. Работает оно очень просто. То, что вытеснено бабушкой, она сама понимает, но отказывается помнить. Она чувствует в теле это вытесненное образование, знает, откуда оно взялось и почему оно должно быть забыто.
У ее дочери тоже есть телесное ощущение вытесненного и непрожитого комплекса чувств (автономная аффективная личность). Она может догадываться, откуда и как то справляться (чудесное спасение протагента от насилия). А у внучки эта передающаяся по наследству аффективная часть уже становится частью тела и сознания. Она не отделяется и реализуется через соматизацию (болезни) или события в жизни (травмы). Внучка чувствует что-то в теле, но не понимает и не догадывается.
Именно это и произошло с дочерью протагента. К сожалению, у нее не получилось «чудом» выкрутиться…Назвать виновника дочь отказалась. Но мать и сама догадалась по некоторым признакам. Но от этого легче не стало, а только хуже…
Потому что это был тот самый человек, который когда то стал спасителем для ее матери от другого насилия (в Якутии).
Рассказ о дочери протагента вызвал очень сильные чувства у участников группы. В обратной связи о своей реакции часть участников говорили о невыносимом желании отомстить (уничтожить) обидчика. В фоне переживаний группы была ярость, жесткая, беспощадная и желающая убить.
Другая часть требовала прекратить эту невыносимую тему и обвиняли рассказчицу, что она психически насилует их. Они не хотят слушать об этом. Как будто опять жертва и насильник поменялись местами. Пьеса насилий как будто продолжала жить, реализуясь здесь и сейчас с новыми актерами.
Интересно, что как только было осознанна эта повторяемость – цепочка (да здравствует волшебство гештальт-подхода, где осознание и есть трансформирующая события сила) эти люди открылись и стали рассказывать о собственных травматических историях. Некоторые это сделали впервые в жизни. А другие вспоминали случаи, которые как будто «давно забылись»…Присутствующие мужчины также оказывались жертвами в ситуациях насилия…В жерновах травматизма страдали и девочки, и мальчики…
После того, как все отреагировали (а на это потребовалось вполне ожиданно много времени), ситуация стала еще усложняться из-за непростого контекста и моральных дилемм.
Заслуживают ли смерти насильники (половой акт в обмен на жизнь), или как обращаться с фактами сексуальных контактов родителей и детей.
В психологии и медицине периодически дискутируются вопросы о «бешенстве матки». Так упрощенно называют феномен «странного» поведения женщин в период овуляции. Своего рода временный психоз. Женщина проживает временное «помешательство» и отказывается следовать обычным нормам своего поведения.
И, о чудо, после даже однократного секса со случайными (или не подходящими в обычном состоянии) партнерами рождаются дети. Те, которые бы не родились, если бы не было у природы такого механизма отключения наблюдающего (цензурирующего) Эго.
И в этой группе нашлись два участника, которые рассказали, как у них было это «временное помешательство». Одна из них рассказала, что уже 5 лет внутренне корит себя за это странное поведение.
Допустимо считать, что через такое поведение реализуются программы Бессознательного (родового).
В результате пазлы сложились и стали указывать, что речь идет о феномене родового бессознательного.
Конец первой части
Продолжение здесь